11.09.2013

Впервые в отложениях подледникового озера обнаружена жизнь

Технически сложная задача оказалась выполнимой. Британским учёным удалось даже довезти некоторые бактерии до лаборатории живыми.

С того самого момента, когда появились первые описания антарктических подледниковых озёр, учёных интересуют формы жизни, которые могли бы существовать (и очень даже неплохо себя чувствовать) в этих уникальных и малоизученных средах. Необычное сочетание давления отбора и изоляции от остальной биосферы могло привести к необычным адаптациям и невиданным особенностям физиологии. Кроме того, есть шанс обнаружить реликтовые популяции, которые безвозвратно исчезли в других местах.

И вот наконец-то опубликованы первые результаты микробиологического анализа образцов, добытых из отложений такого озера.

Озеро Ходжсон (изображения авторов работы)

Получение проб из подледниковых озёр — по сей день крайне сложная задача, поэтому сотрудники Британской антарктической службы, а также Нортумбрийского и Эдинбургского университетов (Великобритания) выбрали озеро Ходжсон на Антарктическом полуострове, расположенное у края тающего ледника. В конце последнего ледникового периода над ним возвышалось более 400 м льда, а сегодня — только 3–4 м. Озеро небольшое — всего полтора километра на полтора, зато в глубину уходит на 93 м.

Конечно, это не озеро Восток, которое оставалось скрытым от внешнего мира несколько миллионов лет. Здесь речь идёт лишь о сотне тысяч лет (осадочный слой такого возраста залегает на глубине 3,2 м), так что сенсация не ахти, но тем не менее первопроходцы остаются первопроходцами.

По соседству с озером Ходжсон (A) может находиться ещё один подледниковый водоём (B) (изображения авторов работы)

Учёные подчёркивают, что ожидали всякого, но объём биомассы и её разнообразие их всё равно удивил. Набор микроорганизмов оказался характерным для разных местообитаний, то есть нельзя было сказать, что он отчётливо полярный, низкотемпературный, пресноводный или морской. 23,8% проб составляли актиномицеты, 21,6% — протеобактерии, 20,2% — планктомицеты, 11,6% — хлорофлексы. Остальные 23% — неизвестные науке бактерии. Очевидно, что это разнообразная экосистема с огромным потенциалом.

Сообщается также, что примерно 1% бактерий из образцов могут быть выращены и, стало быть, изучены в лабораторных условиях во всех подробностях.

Из этого следует, что нас ждут волнующие открытия самых неожиданных способов выживания в столь экстремальных условиях в присутствии кислорода и при его отсутствии. (Спорим, многие сейчас подумали о других планетах и спутниках и правильно сделали.)

Впервые в отложениях подледникового озера обнаружена жизнь (изображения авторов работы)

Изучение тех форм, которые приняла жизнь в Антарктиде, только начинается. Попытка британцев добраться до подледникового озера Элсуорт закончилась неудачей. Американская экспедиция, постаравшаяся найти что-то интересное у края другого тающего ледника, пока не отчиталась о результатах в рецензируемой прессе (хотя пошуметь успела). Российские специалисты, анализировавшие пробы льда близ поверхности озера Восток, уже рассказали об обнаружении признаков жизни, но у некоторых зарубежных экспертов есть сомнения в чистоте эксперимента.

Дмитрий Целиков

1. compulenta.computerra.ru

См. фильтр для дизеля https://www.petroll.ru/ .